Пресс
центр

Контакты для СМИ:

По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Itella в России:

Мария Домашёва

Менеджер по маркетингу

Maria.Domasheva@itella.com

Какие тренды сформировал COVID-19?

22.07.2020
Какие тренды сформировал COVID-19?

Начало года стало непредсказуемым и сложным для многих игроков рынка. Директор коммерческого департамента Itella в России Дмитрий Масальцев рассказывает о том, какие тенденции сформировались в отрасли в результате не простой эпидемиологической ситуации.

Ослабление покупательной способности

Начало 2020 года проходило под знаком невысокой покупательной способности на фоне валютной разницы, что делало некоторые категории товаров недоступными для рядовых покупателей. По сути, это тренд, который остается актуальным для рынка уже несколько лет.

Влияние распространения COVID-19

В начале второго квартала продажи в сегменте товаров первой необходимости чрезвычайно возросли. Однако на фоне перенасыщенности запасов у ретейлеров, дистрибьютеров и относительно невысокого уровня потребления уже с мая-июня началось снижение показателей. Сегменты, продажи которых замкнуты на работе торговых центров (одежда, косметика, электроника), показали спад, в ряде случаев более чем на 50% по сравнению со вторым кварталом 2019 года. Но со снятием ограничительных мер производители всех категорий потребительских товаров нацелились в третьем-четвертом квартале на восстановление объемов продаж: они планируют реализовать отложенный спрос, подогревая его с помощью акций и скидок. Эти тренды имеют прямое влияние на объемы перевозок.

Уменьшение объема перевозок во втором квартале 2020 года снизило цены на транспортировку в краткосрочной перспективе. Перевозчики пытались обеспечить загрузку машин, чтобы покрыть фиксированные затраты как минимум в виде лизинговых платежей и компенсации переменных издержек. Но закрытие пассажирского сообщения ограничило возможности перевозчиков с точки зрения найма водителей из стран СНГ, которые часто привлекаются для работы на временной основе, и снизило объем предложения, что позволило ценам постепенно возвращаться на прежний уровень.

Повышение интереса налоговых органов к транспортной индустрии

Курс правительства Мишустина на пополнение бюджета определил задачу для налоговых органов – повысить собираемость налогов, в том числе в сфере транспорта.

Ключевыми «серыми» областями транспортной индустрии традиционно остаются занижение базы оплаты социальных отчислений, базы НДС через отражение в бухгалтерских книгах фиктивных затрат и игнорирование режима труда и отдыха водителей. Некоторые перевозчики вынужденно идут на эти меры, поддаваясь давлению со стороны клиентов, которые просят снизить стоимость услуг, а также желанию сохранить объем бизнеса и иметь достаточный уровень прибыли. Это негативно влияет на баланс цен на рынке и делает стоимость маршрутов в тендерах довольно «рваной».

Цифровизация автомобильной отрасли

Способом «обеления» отрасли являются эффективные налоговые проверки и синхронизация различных информационных систем.

Кроме того, использование электронных транспортных накладных и электронного документооборота делает отрасль более прозрачной и создает условия для цивилизованного конкурентного рынка.

С точки зрения клиентов, использование электронных платформ в различных модификациях позволяет более эффективно «лавировать» в тарифах на уровне спрос-предложение. IT-решения также позволят снижать издержки путем консолидации загрузок от разных клиентов в одной машине.

Давление со стороны клиентов на снижение стоимости

Существенное снижения объемов продаж во втором квартале заставляет клиентов искать способы экономии на всех смежных областях, в том числе на логистике, и оказывать агрессивное давление на стоимость закупаемых логистических услуг. Превалирующая роль отдела закупок в ряде случаев приводит к тому, что цена является практически единственным определяющим фактором по формуле: «задача закупок – получить самую низкую цену; задача отдела логистики – выстроить отношения с тем, кого выбрали».

Рост темпов развития e-commerce

Сложности с доступностью ряда товаров в традиционных каналах продаж обеспечили рост курьерской доставки более чем на 50%, что придало индустрии e-commerce дополнительный импульс развития и базу для дальнейшего роста.

В 1638 г.
основана в Финляндии
25 лет
на рынке логистики
200 тыс м²
складских помещений
1650 млн €
оборот компании
1300
сотрудников