Картина, которая сложилась на фармацевтическом рынке в январе 2017 года, заставляет задуматься: количество импорта готовых препаратов увеличилось на 20%, россыпных — на 90%. По данным исследований аналитиков компании RNC Pharma, страна закупила лекарств по цене выпуска в обращение на 29,8 млрд руб., на долю не расфасованной продукции приходится 6,8 млрд руб.

Динамика в цифрах

Сравнивая январь прошлого года с аналогичным периодом 2017, следует отметить, следующие показатели:

  • импорт готовых препаратов увеличился на 20%;
  • рост не расфасованной продукции достиг рекордных 90%;
  • объем импорта ГЛП достиг 125,8 млн упаковок, что в годовых формах можно констатировать как 19%;
  • минимальных единиц дозирования было ввезено 2,74 млрд — в динамике это составило 27%.

По статистике, показатель in-bulk (не расфасованной продукции) называют лучшим за последние полгода — такую сильную динамику она демонстрировала 8 месяцев назад. По словам экспертов из компании RNC Pharma, аналогичные темпы наблюдались только однажды — в августе прошлого года.

Каковы причины роста

Что же происходит на рынке фармакологии? Неужели кто-то поставил цель завалить рынок импортными лекарствами, тем самым оттесняя отечественного производителя?

По мнению Николая Беспалова (текущий директор по развитию RNC Pharma), причин для паники нет: на рынке наблюдается «абсолютно нормальное явление».

Причины январской динамики объясняются следующими факторами:

  • на декабрь приходится пик спроса со стороны покупателей;
  • в преддверии нового года компании стремятся закупить импортные лекарства с запасом по старым ценам;
  • праздники, в которые многие компании не работают, а рынок нуждается в лекарствах — еще одна причина закупок с запасом.

По мнению Беспалова, подобная картина наблюдается каждый год, и в этом нет ничего не предсказуемого.

А чем и как платим

В январе наблюдалась следующая картина расчетов: благодаря укреплению российской валюты, количество оплаты за импортные препараты в рублях увеличилось за год 2,5 %, что составило 95,8 % всего объема транзакций. При этом расчеты в евро сократились на 1,7 %. А вот британские футы остались в стороне данных платежей — компании предпочли ими не расплачиваться. Напротив, стабильная и уверенная в себе японская валюта имеет все шансы стать наиболее востребованной в системе данных платежей.

По объему транзакций первое место в январе занял «Ситибанк» — на его долю пришлось 50 %. В годовом срезе объем платежей с помощью этого банка увеличился на 38 %.

А вот занявший второе место Сбербанк отстает от лидера довольно сильно — его доля всего 9 %. Таким образом, аналитики объясняют картину, которая сложилась на фармацевтическом рынке в январе, что позволяет утверждать — у потребителей нет причин для паники.