Юсси, расскажите, пожалуйста, немного о себе: как начиналась ваша карьера, в частности, в России?

- Я родился в небольшом городке в восточной части Финляндии. С 1983 года там не живу, но регулярно езжу туда к родителям. После армии в 1984 году сначала я начал карьеру по военному направлению и служил младшим офицером полтора года. Параллельно со службой поступил в коммерческий университет г.Вааса и после окончания в сентябре 1991 года ушёл из армии и начал работу менеджером по экспорту лесозаготовительной техники, компания Lokomo Forest, подразделение компании Rauma Repola. Lokomo Forest (позже был переименован на Timbejack).

Там я проработал 4 года, а в марте 1995 года переехал в Москву и начал свою работу в «Timberjack» в России. В 1996 году я перешёл на работу в «Стокман», где сначала работал региональным директором, а потом стал директором по международным операциям группы универмагов. Тогда эта должность включала в себя работу по бизнесу в России и в Прибалтике – на этой должности я проработал 6 лет. В 2005 году в связи с началом падения оборота компании была открыта должность директора по развитию и мне предложили её занять. Моей задачей было поиск новых возможностей роста по торговле «Стокмана» именно в России. Тогда бизнес «Стокмана» бурно развивался, мы развивали бренды Seppalla и Lindex и универмаги.

В общей сложности, проработав в «Стокмане» 14 лет, я получил предложение от финской строительной компании SRV присоединиться к их команде в должности регионального директора. В Финляндии SRV – это девелопер крупных городских проектов современного типа, в том числе торговых центров и жилых кварталов. В России SRV больше известен, как девелопер торгово-развлекательных центров. Во время моей работы открыли два торговых центра в Санкт-Петербурге: «Охта Молл» и «Жемчужина Плаза», а 22 апреля этого года открылся торговый центр в г.Мытищи, над которым также работала моя команда.

Также с 2011 по 2016 годы, параллельно с работой в SRV я являлся членом Совета Директоров финской группы Posti. А в конце 2016 году я получил предложение возглавить российское подразделение Itella.

- То есть пока вы были членом совета директоров Posti, вы были в курсе финансовых результатов Itella в России, имели общее представление о бизнесе. Вы уже три месяца возглавляете российское подразделение Itella, совпали ли ваши ожидания с реальностью?

- Все ожидания оправдались. В 2011-2013 годах у компании были хорошие показатели. Но дальше случился экономический кризис, и 2014-2016 годы были достаточно сложными. Работа, которая была проведена при Николае Воинове, была очень эффективна. На падающем рынке команда Николая смогла стабилизировать ситуацию и уже к 2016 году подействовали предпринятые меры. Ущерб был минимизирован.

- Как вам кажется, на сегодняшний день кризис миновал, или просто сложившиеся экономические обстоятельства стали новой «нормальностью» и люди привыкли в ней работать?

- Начну издалека. Российская рыночная экономика достаточно молодая – ей только 25 лет, и поэтому достаточно часто страна переживает экономические корректировки, под которые должен подстраиваться бизнес. В этом смысле 2014-2016 годы были как раз корректировкой экономических реалий. И вы правы, мы тоже в прошлом году в SRV перестали говорить о кризисе, и стали говорить о новой реальности. Конечно, Itella как компания, работающая в основном с западными клиентами, остро почувствовала падение: объёмы клиентов падали, падали и наши объёмы. Как иначе, если курс евро с 45 рублей начал подходить к 80 рублям? Сейчас впервые возможна новая корректировка цен с учётом того, что курс упал сначала с 80 рублей до 70, а сейчас до 60 рублей. Хотя в России падения цен не бывает, некая корректировка может быть.

Теперь о результатах. По результатам последнего квартала 2016 года, экономика показала небольшой рост. Через месяц мы получим цифры I квартала 2017 года, и я надеюсь, что неприятных сюрпризов не будет.

- На чём Itella сконцентрируется в ближайшее время?

В первую очередь на прибыльности и эффективности, сейчас это важнее роста. Быть везде с большим оборотом не так важно, как сосредоточиться на одном-двух направлениях и быть прибыльными в этом. Так что прибыль сейчас ключевое понятие. Хотя и рост, конечно, важен, но без гигантомании.

- Вы очень хорошо говорите по-русски. Вы приехали в Россию, уже владея языком?

- Да. Я учил русский язык с 8 класса, а впервые побывал в России весной 1986 года. То есть 5 лет в школе, а потом практика жизни в России. Работать в России без знания языка нельзя. Также, как, например, в Китае. И, конечно, опыт делает своё дело: в конце этого года будет 19 лет, как я живу в России.

- С 1991 года вы в России, знаете российский бизнес и российский менталитет. Что изменилось за эти 25 лет в ведении бизнеса? Изменились ли люди?

- Что произошло за эти 25 лет? Сменилось целое поколение бизнесменов. Сейчас мы работаем с другими людьми, в сравнении с теми, кто работал в 90-е годы. Знание языков, понимание экономических вопросов – всего этого не было, когда я начинал работать в России. Сегодня новое поколение бизнесменов понимают бизнес так, как следует.  Спрос, предложение, конкурентоспособность, ценообразование – эти термины 26 лет назад звучали так же, как слово «слон» для человека, который никогда этого слона не видел.  Это не вина людей, это реальность, в которую были брошены люди после 70 лет плановой экономики. Сейчас всё по-другому.

- Чем вы увлекаетесь? Я слышала, что вы большой лыжник…

- Ну не прямо такой большой. Я не мастер спорта, но серьёзный любитель. В этом году в Москве была хорошая зима и, начиная с ноября до середины марта, я катался на лыжах. Катаюсь в Красногорске, стадион «Зоркий», там есть прекрасные трассы – есть очень сложные, есть приемлемые. А летом я катаюсь на велосипеде и на роликах.

- В чём ещё находите вдохновение, кроме спорта?

- Люблю рыбалку. Занимаюсь спортивной рыбалкой.

- И какой ваш самый большой улов?

- 18 кг лосось тихоокеанский, поймал его на Аляске.

 

Беседовала Евгения Елисеева